ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ Статья заместителя руководителя Роспатента Л.Л.Кирий (Москва, lkiriy@mail.ru) посвящена правовой охране географических указаний, наименований мест происхождения товаров, «защищенных географических указаний» и «защищенных наименований мест происхождения». Часть I С 1992 г. в Российской Федерации существует система правовой охраны наименований мест происхождения товаров. В настоящее время такая охрана предоставляется в соответствии с нормами четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) на основе государственной регистрации наименования места происхождения товара. В ходе переговорного процесса о вступлении Российской Федерации в ВТО исследовался вопрос о возможности использования системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров для обеспечения правовой охраны географических указаний. С целью обеспечения такой возможности было принято решение о необходимости внесения изменений в законодательство. П. 1 ст. 1516 ГК РФ был дополнен новым положением, предусматривающим предоставление охраны в качестве наименования места происхождения товара также обозначению, которое не является наименованием географического объекта, но стало известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в определении наименования места происхождения товара. Оценка последствий внесения таких изменений в российское законодательство была дана в докладе рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО: «Признавая озабоченность членов относительно масштаба охраны географических указаний в Российской Федерации, представитель Российской Федерации подтвердил, что статья 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации была изменена с внесением определения географических обозначений, которое изложено в статье 22 Соглашения ВТО по ТРИПС, для обеспечения того, чтобы термин «наименование места происхождения» также охватывал указания, которые идентифицируют товар как произведенный на территории, или в регионе, или в местности на той территории, где данное качество, репутация или иные характеристики товара являются главным образом свойственными его географическому происхождению без обязательного включения названия географического места» 1. 1 Доклад рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации, п. 1265//http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/wto/doc20120201_0017 (дата обращения 3 сентября 2016 г.). Мнение о недостаточности такого изменения ГК РФ для возможности предоставления правовой охраны любому географическому указанию на основе законодательства о наименованиях мест происхождения товаров было высказано ранее автором настоящей статьи2. Вывод о том, что упомянутое изменение не позволяет обеспечить возможность использовать действующую систему охраны наименований мест происхождения товаров для предоставления охраны географическим указаниям, вытекает из сопоставительного анализа признаков двух объектов3, а также анализа положений §3 главы 76 ГК РФ. Наилучшим выходом представляется создание регистрационной системы правовой охраны географических указаний как самостоятельного объекта интеллектуальных прав наряду с сохранением системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров. 2 Кирий Л.Л. Географические указания как средство экономического развития регионов//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 7. С. 16. 3 Горленко С.А., Кирий Л.Л. Совершенствование законодательства в области наименований мест происхождения товаров и географических указаний//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 12. С. 15. Следует отметить, что существуют и другие мнения о соотношении наименования места происхождения товара и географического указания и о том, что сегодня охраняется гражданским законодательством под видом наименования места происхождения товара. По мнению М.А.Салтыкова, географическое указание и есть тот объект, которому под видом наименования места происхождения товара предоставляется правовая охрана в соответствии с четвертой частью ГК РФ. Вывод этот сделан на основе анализа положений п. 1 ст. 1516 ГК РФ в сравнении с определениями, содержащимися в п. 1 ст. 22 Соглашения ТРИПС и в ст. 2 Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (далее Женевский акт). Можно согласиться с мнением М.А.Салтыкова о том, что географические указания по своим признакам охватывают все наименования мест происхождения товаров, то есть эти понятия соотносятся как общее и частное4. Но это арифметический подход, подтверждающий лишь то, что выполнение более строгих правил в отношении наименования места происхождения товара автоматически означает и выполнение менее строгих правил в отношении географических указаний. Другими словами, все наименования мест происхождения товаров отвечают менее строгим требованиям, предусмотренным для географических указаний, а не наоборот, поскольку наименование места происхождения товара это «квалифицированное» географическое указание. Стоит ли объединить эти два объекта под одним общим понятием «географическое указание» ? Это было бы просто с юридико-технической точки зрения: достаточно заменить в ГК РФ термин «наименование места происхождения товара» термином «географическое указание» и подправить некоторые положения, заменив термин «наименование» на более широкий термин «обозначение» . 4 Салтыков М.А. Правовая охрана географического указания в рамках пункта 1 статьи 1516 ГК РФ//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 7. С. 22. Отвечает ли такой подход интересам производителей и потребителей? Представляется, что нет. Возможно, в нашей стране, где наименование места происхождения товара является достаточно «молодым» объектом правовой охраны, не очень широко востребованным производителями и не очень знакомым потребителям, немногие из потребителей ощутили бы последствия объединения двух объектов под термином «географическое указание» . Однако опыт стран ЕС свидетельствует о нецелесообразности такого объединения. Да и в нашей стране потребность в наличии двух разных категорий географических средств индивидуализации уже проявлена по крайней мере в сфере производства и оборота алкогольной продукции (об этом пойдет речь во второй части настоящей статьи). Более того, новый международный договор Женевский акт появился в 2015 г., в том числе в силу необходимости обеспечения правовой охраны двум объектам, достаточно близким, так что, на первый взгляд, затруднительно понять разницу между ними. Возможно, все дело в том, что термины, которые используются в юридических определениях понятий «наименование места происхождения товара» и «географическое указание» в отношении требований к товару, не отражают реальные требования, установленные в технических регламентах и стандартах. Однако необходимо принимать во внимание, что соответствие продукции тем или другим требованиям приводит к установлению разных налогов и предоставлению разного уровня льгот и преференций производителям той и другой продукции. (Эти вопросы будут рассмотрены во второй части статьи на примере сферы производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации). Здесь же уместно подчеркнуть, что при решении вопроса о системе правовой охраны средств индивидуализации, связанных с географическим происхождением товаров, следует учитывать все аспекты их использования и не делать поспешных выводов. Итак, исходя из целесообразности предоставления правовой охраны как наименованию места происхождения товара, так и географическому указанию, необходимо включить в п. 1 ст. 1225 ГК РФ новый объект географическое указание, дополнив, например, подпункт 15 п. 1 и изложив его в следующей редакции: «15) наименования мест происхождения товаров и географические указания». Включение географического указания в подпункт 15 п. 1 ст. 1225 ГК РФ наряду с наименованием места происхождения товара подчеркнет связь этих двух объектов, не умаляя при этом их различий. Нормы, обеспечивающие правовую охрану географического указания на основе регистрационной системы и отражающие его особенности по отношению к наименованию места происхождения товара, следует включить в §3 главы 76 четвертой части ГК РФ, соответственно изменив название параграфа на следующее: «§3. Право на наименование места происхождения товара и право на географическое указание» . Такое решение вполне соответствует современным тенденциям развития международного и национального законодательства многих стран мира. Например, Женевским актом предусмотрена регистрация и предоставление правовой охраны в государствах членах данного соглашения на основе регистрации в одном международном реестре как наименований мест происхождения, так и географических указаний. Рассмотрим особенности двух объектов с целью определения положений ГК РФ, требующих изменения или дополнения для обеспечения возможности введения в Российской Федерации регистрационной системы правовой охраны географических указаний. Географическое указание отличается от наименования места происхождения товара прежде всего тем, что наименование места происхождения товара может быть только словесным обозначением, а географическое указание любым. Для закрепления в законе данного отличия следует уточнить формулировку второго абзаца п. 1 ст. 1516 ГК РФ, ограничив его применение только к словесным обозначениям (дополнив прилагательным «словесному» перед существительным «обозначению»). Все иные обозначения любого вида смогут получить правовую охрану в качестве географического указания. Помимо отмеченного различия, касающегося вида обозначения, для наименования места происхождения товара необходима зависимость особых свойств товара от природных условий и (или) людских факторов. Для географического указания достаточно лишь наличия связи между репутацией товара и его географическим происхождением. Данная особенность географического указания должна быть проявлена в определении, которое следует включить в п. 1 ст. 1516 в редакции, основанной на ст. 22.1 Соглашения ТРИПС. Определение географического указания может быть изложено, например, в следующей редакции: «Географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. При этом определенное качество, репутация или другие свойства товара в значительной степени определяются его географическим происхождением» . Следует также принять во внимание предъявляемые ГК РФ требования к наименованию места происхождения товара как объекту охраны, а также к заявителям и правообладателям как к субъектам права на наименование места происхождения товара. Эти требования ограничивают возможность регистрации в качестве наименования места происхождения товара любого обозначения, будь то наименование места происхождения товара или географическое указание иностранного происхождения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 1517 ГК РФ государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Это означает, что если заявленное на регистрацию в качестве наименования места происхождения товара обозначение охраняется в стране происхождения не в качестве такового, строго говоря, ему не может быть предоставлена охрана в Российской Федерации. Для географического указания нецелесообразно предусматривать такое же ограничение в отношении формы правовой охраны в стране происхождения. Полагаю, что следовало бы предусмотреть возможность предоставления правовой охраны в качестве географического указания даже таким обозначениям, которые в стране происхождения охраняются как сертификационные или коллективные знаки, если они отвечают требованиям, предъявляемым к географическому указанию, предусмотренным его определением, предложенным выше. Данная особенность географического указания может быть проявлена путем включения в п. 2 ст. 1517 ГК РФ следующего положения: «Государственная регистрация в качестве географического указания обозначения, позволяющего идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если это обозначение охраняется в качестве географического указания или иного средства индивидуализации товара в стране происхождения товара». Говоря об изменениях, которые следует внести в ст. 1517 ГК РФ, уместно заметить, что в этой статье нужно явным образом упомянуть самостоятельное исключительное право использования географического указания, дополнив название и п. 1 данной статьи. Согласно п. 1 ст. 1516 и п. 2 ст. 1518 ГК РФ исключительное право использования наименования места происхождения товара может быть предоставлено производителю товара, что препятствует регистрации наименования места происхождения товара и географического указания по заявлению лиц, не являющихся производителями товаров. Например, в странах ЕС заявки на регистрацию наименования места происхождения товара и географического указания подают ассоциации и союзы, в которые объединяются не только производители товаров, но и производители сырья для производства товаров, лица, осуществляющие хранение и обработку продукта, в том числе его упаковку для создания товара, предназначенного для конечного потребителя, дистрибьюторы, обеспечивающие доставку товара конечному потребителю с соблюдением определенных условий, необходимых для сохранения особых свойств товара. Такие участники полного цикла производства и сбыта товара создают объединение, цель которого поддержание условий для производства товара, обладающего особыми свойствами, а также регистрация соответствующего наименования места происхождения товара или географического указания, реклама и продвижение товара, защита прав в стране происхождения и за рубежом, а также контроль качества товара на всех этапах его производства. В Российской Федерации зарегистрированы в качестве наименований мест происхождения товаров несколько обозначений, заявителями которых являются объединения лиц, например, «ASTI» для вина (рег. № 114), «PROSCIUTTO DI PARMA» для сыровяленой ветчины и окорока (рег. № 116), «GRANA PADANO» для сыра (рег. № 130), «PARMIGIANO REGGIANO» (рег. № 131) и др. Этим же лицам выданы свидетельства об исключительном праве использования наименования места происхождения товара. Как представляется, указанные регистрации не в полной мере соответствуют требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 1516 и п. 2 ст. 1518 ГК РФ в отношении субъекта права на наименование места происхождения товара как производителя товаров. Вместе с тем на стадии экспертизы не предусмотрена обязанность федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) осуществлять проверку данного требования. Нарушение требования к субъекту права на наименование места происхождения товара может служить основанием для признания недействительным предоставления правовой охраны обозначению в качестве наименования места происхождения товара в соответствии с п. 2 ст. 1536 ГК РФ. Однако оспаривание таких регистраций по указанному основанию представляется маловероятным, поскольку п. 3 ст. 1536 ГК РФ предусмотрено, что возражение может быть подано в Роспатент заинтересованным лицом. Изложенное выше приводит к выводу о наличии коллизии закона и практики его применения, что требует ее устранения. Представляется целесообразным устранить данную коллизию, отказавшись от строгого требования к заявителю и правообладателю о том, что они должны быть только производителями товара, для маркировки которого регистрируется наименование места происхождения товара и географическое указание. Исключение слов «производителей такого товара» из второго предложения первого абзаца п. 1 ст. 1516 ГК РФ позволит реализовать данное предложение. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара и географического указания не только физическими или юридическими лицами, но и объединением лиц, создание которого не противоречит законодательству страны происхождения. В таком случае лица, входящие в объединение, должны наряду с самим объединением наделяться исключительным правом использования наименования места происхождения товара или географического указания. Соответствующую норму следует внести в п. 2 ст. 1518 ГК РФ. Перечень документов заявки (п. 3 ст. 1522 ГК РФ) должен быть дополнен следующими документами: перечень лиц, входящих в объединение, условия использования наименования места происхождения товара или географического указания, порядок организации и осуществления контроля за использованием заявленного обозначения. Следует отметить, что обеспечение возможности подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара или географического указания объединением лиц, которое осуществляет функции по защите прав членов объединения и по контролю за поддержанием особых свойств товара, имеет значение и для развития российской экономики. Многовековая история защиты традиционных товаров в ряде стран Европы доказывает эффективность объединения производителей, особенно мелких и средних, с целью организации такой защиты. Неизменность свойств и качества традиционных товаров, обеспечиваемых системой контроля, учрежденной объединением производителей и дистрибьюторов, гарантирует интерес к ним потребителей. Поскольку в Российской Федерации реализуется ряд проектов, направленных на поддержку малых и средних предприятий, на возрождение сельскохозяйственного производства, представляется целесообразным создать действенный инструмент для защиты традиционной продукции, производимой в регионах, обеспечив условия для регистрации наименования места происхождения товара и географического указания объединением лиц. Рассматривая возможность подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара и географического указания объединением лиц, следует иметь в виду, что функции такого объединения должны включать контроль за сохранением свойств товара путем установления стандартов производства сырья и продукции на тех этапах производства товара, которые обусловливают наличие в товаре таких свойств. Указанные стандарты могут охватывать этапы маркировки товара, условий его хранения и перевозки, нарезки и упаковки. К примеру, уставы консорциумов производителей сыров «Parmigiano Reggiano» и «Grana Padano» содержат перечень целей их создания и функций, которые осуществляют указанные консорциумы в интересах своих членов5. Осуществляя рекламу, объединения активно используют приемы описания технологии производства товара, его характеристик, условий производства, хранения, доставки потребителю. Все эти сведения влияют на формирование у потребителя особого отношения к данному товару как обладающему высоким качеством и уникальными свойствами, что, несомненно, способствует увеличению его продаж. Таким образом, все сведения о свойствах товара оказываются в широком доступе, что позволяет в том числе контролировать наличие этих свойств потребителями при приобретении товара. Для обеспечения такого контроля, а также свободной рекламы товара следует предусмотреть в законодательстве публикацию сведений о свойствах товара при публикации сведений о заявке и регистрации наименования места происхождения товара и географического указания. 5 Statuto del consorzio del formaggio parmigiano reggiano. Art. 4, Art 5//http://www.parmigianoreggiano.it/consorzio/statuto_consorzio/default.aspx. (дата обращения 10 июня 2016 г.). Consorzio per la Tutela del Formaggio Grana Padano. Art. 4, Art 5//http://www.granapadano.it/assets/documenti/pdf/statutoit.pdf. Отсутствие опубликованных сведений об особых свойствах товара, маркируемого наименованием места происхождения товара, отмечалось Э.П.Гавриловым как недостаток системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров, требующий исправления6. Вместе с тем в отношении отдельных товаров, например изделий народных художественных промыслов, нежелательным было бы разглашение секретов производства, поскольку это способствует распространению подделок. Заботой о сохранении в тайне секретов технологии производства таких товаров можно объяснить появление в законодательстве изъятия в отношении публикуемых сведений. Таким образом, для обеспечения возможности публикации информации о свойствах товара (в том числе об особых свойствах товара, маркируемого наименованием места происхождения товара) следует внести изменения в п. 9 ст. 1522 и ст. 1533 ГК РФ, исключив слова: «за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара». Одновременно следует позаботиться о подготовке рекомендаций и проведении разъяснительной работы с заявителями о соотношении публикуемых и непубликуемых сведений в части описания особых свойств товара. 6 Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности: предложения по совершенствованию законодательства//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 2. С. 5. Учитывая близость наименования места происхождения товара и географического указания, целесообразно их регистрацию осуществлять в едином реестре. Для обеспечения ведения единого реестра двух объектов следует переименовать Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров и географических указаний Российской Федерации (п. 5 ст. 1522 ГК РФ). По аналогии с иными государственными реестрами объектов интеллектуальных прав, регистрацию которых осуществляет Роспатент, этот реестр будет существовать в электронном виде, сведения из него будут выкладываться в открытый доступ, что позволит без труда осуществлять поиск сведений о зарегистрированных обозначениях каждого вида. Очевидно, что знак охраны (предупредительная маркировка) для географического указания должен отличаться от знака охраны для наименования места происхождения товара, позволяя потребителю ориентироваться среди товаров, маркируемых указаниями происхождения. Соответствующее дополнение должно быть внесено в ст. 1520 ГК РФ и ее название. Для потребителей может оказаться весьма важным тот факт, что товар, маркируемый наименованием места происхождения товара, имеет очень тесную связь с многолетними традициями его производства, обеспечивающими уникальность его свойств. Цена такого товара, как правило, превышающая цену других подобных товаров, при наличии маркировки наименования места происхождения товара не будет отталкивать потребителя. Товары, маркируемые географическим указанием, в глазах потребителя не будут ассоциироваться с традиционными товарами, тем не менее оставаясь привлекательными ввиду гарантии их качества. Объем правовой охраны наименования места происхождения товара и географического указания представляется целесообразным обеспечить на одном уровне, установленном ГК РФ для наименования места происхождения товара. Учитывая то, что многие положения §3 главы 76 ГК РФ могут быть применимы как к наименованию места происхождения товара, так и к географическому указанию, это стоит отразить в ст. 1516, включив в нее следующее положение: «Правила настоящего Кодекса о наименованиях мест происхождения товара соответственно применяются к географическим указаниям, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное». При этом статьи, в которых будут проявлены особенности двух объектов, следует переименовать соответствующим образом. Очевидно, что потребуется внести изменения в иные нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав на средства индивидуализации, и административные процедуры, связанные с регистрацией этих объектов интеллектуальных прав. Предложенные изменения ГК РФ позволят не только предоставить правовую охрану географическим указаниям на основе регистрационной системы, но и сделать более эффективной систему правовой охраны наименований мест происхождения товаров. (Окончание следует) |